Drive.travel - Куда поехать по России на автомобиле
Instagram
izi.travel
Youtube
izi.travel
izi.travel

Путешествие от паровоза до ледокола по М-11 "Нева"


      Антон Чуйкин
      ведущий «Радио Автодор»
      Антон Чуйкин, бессменный ведущий «Радио Автодор», признанный автомобильный эксперт проехал по маршруту Москва – Вологда – Вытегра – Санкт-Петербург и поделился своими впечатлениями, а также рассказал про самые интересные локации на своем пути.

      О маршруте

      Бывает трансконтинентальный перелет; бывает транссибирская магистраль; а мы в этом году съездили в транcотпуск. Так получилось, что самые интересные места, где мы побывали, связаны с транспортом.
      Конечно, и Вологда, и Рыбинск, и уж тем более Санкт-Петербург могут похвастать самыми разными достопримечательностями. Но про палисад, хлебную биржу и пять углов рассказано уже неоднократно, и хоть мы с удовольствием посетили и их, и другие архитектурно-исторические объекты, в фокусе нашего путешествия все время оказывался транспорт. То железнодорожный, то морской, и всегда – автомобильный. Или он просто больше всего запомнился? Мы же ездим в отпуск на машине.
      ₽₽₽
      2000 км
      7 дней
      Санкт-Петербург
      Москва
      Вытегра
      Вологда

      Необычные экскурсии

      Ключевые точки маршрута

      ВОЛОГДА: УЖЕ ЧУХ-ЧУХ ПАРЫ, КОНДУКТОР ДАЛ СВИСТОК
      Планируя путешествие на лето 2021 года, мы всей семьей решили, что не будем скучать по Черному морю, а вновь, как и в прошлом году, отправимся к Балтийскому. Только тогда мы ехали из Москвы в Санкт-Петербург, отклоняясь к западу, а в этот раз решили взять восточнее.
      Накануне отъезда выяснилось, что первоначально запланированные Рыбинск и Ярославль нам придется пропустить, так что проезжая мимо, я развлекал экипаж рассказом о том, что единожды в неделю, по субботам, обычную электричку между этими двумя городами заменяют туристическим поездом, влекомым самым настоящим паровозом. Встречать его надо в Рыбинске, около 11, и встречать обязательно! Наблюдая прибытие в клубах пара и дыма 65-летнего, любовно восстановленного паровоза П-36, отлично понимаешь, почему братья Люмьер выбрали почти такой же сюжет и чем он так поразил публику. Страшно, интересно и страшно интересно. Мне повезло оказаться на рыбинском вокзале в марте, паровоз прибыл точно по расписанию, а экипаж даже допустил в кабину. Вот доказательство. «Завидуйте пока, а потом – непременно специально приедем в Рыбинск», - пообещал я детям и взял курс на Вологду.
      И кто бы мог подумать, что прибытие поезда, точнее – двух паровозов – мы будем наблюдать тем же вечером за ужином в одном вологодском кафе. Геннадий и Толик – так зовут локомотивы – развозят по проложенным между столиками путям соки, газировки и прочие вкусные напитки. О прибытии доложат свистком, дождутся разгрузки и вернутся в бар, чтобы вновь отправиться в рейс. Роскошная идея, достойное воплощение, браво, Вологда!
      Найти любое из двух паровозных заведений (чуть не написал «депо») очень просто – одно на Ленина, другое на Ленинградской. А название отгадайте сами, зная, что главная особенность – пара пусть маленьких, но шустрых Паровозов.
      Адрес: г. Вологда, улица Ленинградская, 97 б
      Где искать: 59.203339, 39.821980
      Сайт: https://vk.com/parovozovvologda


      Вологодский кремль, который на самом деле архиерейский двор, историю с неслучившейся столицей опричнины и колокольней, музей Шаламова и многое другое оставляем за рамками транспортного обзора и отправляемся дальше, на север.
      Адрес: ул. Сергея Орлова, 15, стр. 3, Вологда
      Где искать: 59.224263, 39.882270

      Вологодский кремль, который на самом деле архиерейский двор, историю с неслучившейся столицей опричнины и колокольней, музей Шаламова и многое другое оставляем за рамками транспортного обзора и отправляемся дальше, на север.
      Адрес: ул. Сергея Орлова, 15, стр. 3, Вологда
      Где искать: 59.224263, 39.882270

      ВОЛГО-БАЛТ: КАК ПРОВОЖАЮТ ПАРОХОДЫ
      Значительную часть пути мы едем вдоль Мариинской водной системы, которая после переустройства ХХ века получила название Волго-Балт. По дороге в Вытегру можно свернуть и полюбоваться на Шексну, на озеро Белое, на шлюзы… мы же направились к здешней жемчужине, да что там здешней – известной на всю Россию.
      Кирилло-Белозерский монастырь стоит на озере… Сиверское, а не Белое, как мы думали, и заслуживает хотя бы часовой прогулки. Можно проехать и к Белому, посетить Ферапонтов монастырь – вопрос только во времени и запасе сил. Мы полюбовались стенами первой крепости, подивились боллардам (так называются эти опускные столбики) у монастырских ворот, выходящих на берег, и отправились дальше.
      Адрес: Вологодская область, Кириллов, Базарная улица, 1
      Где искать: 59.856862, 38.367329

      ВЫТЕГРА: УСТАЛАЯ ПОДЛОДКА
      Этот небольшой портовый город (тигры к его названию, как предположила моя младшая, отношения не имеют) – еще один важный пункт на пути от Каспия до Балтики, отсюда по каналам, через Онегу и Ладогу вроде как уже рукой подать до Санкт-Петербурга. Шлюзы, водохранилище, грузовые баржи, прекрасный отель с маяком, куда можно подняться и обозреть водные пути…
      А что это там, на карте? Да это же подводная лодка!
      Дизель-электрическая Б-440 служила на Северном и Балтийском флотах 32 года, да в общем-то, и сейчас продолжает нести вахту в качестве музея боевой славы моряков.
      Не ограничивайтесь осмотром снаружи, купите билеты (цены я собрал ниже), пройдите в отсеки 90-метрового туловища лодки, посмотрите, как здесь размещались 80 человек экипажа – спали на торпедах, в буквальном смысле – изучите ее походы, а потом обязательно пройдитесь по палубе, обойдите рубку и аккуратно сойдите на берег.
      Поросенка, которым раньше встречали подводников, вам не поднесут, но хороший ужин вы точно заслужили.
      Адрес: Комсомольская ул., 15, Вытегра
      Где искать: 60.998504, 36.430565

      ВЫТЕГРА: УСТАЛАЯ ПОДЛОДКА
      Этот небольшой портовый город (тигры к его названию, как предположила моя младшая, отношения не имеют) – еще один важный пункт на пути от Каспия до Балтики, отсюда по каналам, через Онегу и Ладогу вроде как уже рукой подать до Санкт-Петербурга. Шлюзы, водохранилище, грузовые баржи, прекрасный отель с маяком, куда можно подняться и обозреть водные пути…
      А что это там, на карте? Да это же подводная лодка!
      Дизель-электрическая Б-440 служила на Северном и Балтийском флотах 32 года, да в общем-то, и сейчас продолжает нести вахту в качестве музея боевой славы моряков.
      Не ограничивайтесь осмотром снаружи, купите билеты (цены я собрал ниже), пройдите в отсеки 90-метрового туловища лодки, посмотрите, как здесь размещались 80 человек экипажа – спали на торпедах, в буквальном смысле – изучите ее походы, а потом обязательно пройдитесь по палубе, обойдите рубку и аккуратно сойдите на берег.
      Поросенка, которым раньше встречали подводников, вам не поднесут, но хороший ужин вы точно заслужили.
      Адрес: Комсомольская ул., 15, Вытегра
      Где искать: 60.998504, 36.430565

      А-215: КУДА ПРОПАЛ АСФАЛЬТ
      Дорога из Вытегры в Санкт-Петербург неожиданно быстро теряет твердое покрытие и где пыльным грейдером, а где песчаным трактом тянется около 50 км, временами радуя островками асфальта или ремонтных работ. Граница областей, известное дело… представляя, что здесь творится осенью и весной, я заранее поинтересовался у опытных людей, стоит ли здесь ехать. Зимой, по укатанному снегу, проедешь на чем угодно, летом посуху тоже, а если дожди или распутица – только на кроссовере, был ответ. Ну, у нас как раз кроссовер «Мазда СХ-5», и оставляя за собой клубы пыли, мы промчали в Ленинградскую область быстрее всех попутчиков.
      Веселые повороты и подъемы со спусками, редкий встречный транспорт – ехать бы и радоваться, но ведь скоро осень, а эта дорога здесь единственная! И видимо, столь проблемная, что Яндекс строит маршрут через… Череповец или Медвежьегорск, то есть в два с лишним раза длиннее!
      Остается только посочувствовать водителям рейсовых автобусов, вынужденных тут ездить круглогодично. И обнаружить своеобразную логику в том, что после самого сложного отрезка, в Верхних Мандрогах, расположен богатейший музей, он же магазин, водки…

      САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: НАШ ПАРОВОЗ, ВПЕРЕД ЛЕТИ
      Самое масштабное собрание паровозов, тепловозов и прочей техники представлено в музее РЖД на Балтийском вокзале. Ей-богу, как Эрмитаж, только про железные дороги.
      Можно посмотреть на паровозы сбоку, изнутри, сверху, можно подняться в почтовый вагон и проштемпелевать конверт, можно зайти в кафе, оформленное, разумеется, в стиле вагоне-ресторана, можно – и нужно! – сфотографироваться на фоне чайного стакана в человеческий рост. Надо ли уточнять, что стоит он в соответствующем подстаканнике, звенящем спутнике всех пассажиров?
      В 1956-м страна сделала гигантский шаг, буквально в одночасье перейдя от пара на тепловозную и электротягу. Но между прочим, паровозы неспроста сохраняют во многих депо в более-менее рабочем состоянии. Это же готовые котельные, но говоря уж о том, что они могут ехать и просто на дровах.
      А что касается музея – единственным препятствием к его посещению может стать летняя жара, ибо огромные помещения не охладишь, не говоря уж об улице, где стоит и бронепоезд, и уникальный высокоскоростной ЭР-200, и прочие диковинки.
      Адрес: Санкт-Петербург, Библиотечный переулок, 4, корпус 2
      Где искать: 59.905344, 30.297605

      САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: НАШ ПАРОВОЗ, ВПЕРЕД ЛЕТИ
      Самое масштабное собрание паровозов, тепловозов и прочей техники представлено в музее РЖД на Балтийском вокзале. Ей-богу, как Эрмитаж, только про железные дороги.
      Можно посмотреть на паровозы сбоку, изнутри, сверху, можно подняться в почтовый вагон и проштемпелевать конверт, можно зайти в кафе, оформленное, разумеется, в стиле вагоне-ресторана, можно – и нужно! – сфотографироваться на фоне чайного стакана в человеческий рост. Надо ли уточнять, что стоит он в соответствующем подстаканнике, звенящем спутнике всех пассажиров?
      В 1956-м страна сделала гигантский шаг, буквально в одночасье перейдя от пара на тепловозную и электротягу. Но между прочим, паровозы неспроста сохраняют во многих депо в более-менее рабочем состоянии. Это же готовые котельные, но говоря уж о том, что они могут ехать и просто на дровах.
      А что касается музея – единственным препятствием к его посещению может стать летняя жара, ибо огромные помещения не охладишь, не говоря уж об улице, где стоит и бронепоезд, и уникальный высокоскоростной ЭР-200, и прочие диковинки.
      Адрес: Санкт-Петербург, Библиотечный переулок, 4, корпус 2
      Где искать: 59.905344, 30.297605

      Прожарившись, как кочегары, мы покинули музей, унося с собой запах уголька и горячего, точно он все еще работает, металла. И отправились купаться, ибо Балтика минувшим летом частенько была теплее и приятнее Черного моря.
      «КРАСИН»: СТАР И МЛАД
      По случаю пройдя и проехав мимо ледокола, стоящего на набережной Шмидта на Васильевском острове, мы решили, что этот корабль-музей славно завершит нашу транспортную экскурсионную программу. Тем более, ныне путь из Санкт-Петербурга домой, в Москву, занимает всего 6-7 часов и позволяет еще на полдня продлить отпуск, отодвинув старт с привычного раннего утра на комфортный обед.
      Решено – идем на Красин, а уж от него берем курс домой. Последуете нашему примеру – не скупитесь, оплатите экскурсию с гидом. Славная девушка покажет вам и мостик, и каюту капитана, и кают-компанию с пианино и радиолой, расскажет историю «Святогора» - «Красина», построенного в Британии в далеком 1916-м.
      У ледокола интересная и долгая жизнь, которая отнюдь не закончена, он по-прежнему в составе флота, хотя и в качестве судна-музея, но со своим экипажем и в полностью исправном состоянии. Так было не всегда, начать с того, что будучи построен, он сразу угодил в революционные передряги, был затоплен в устье Двины, чтобы перекрыть путь англичанам, но был ими поднят и уведен обратно к месту рождения… Только через несколько лет при активном содействии дипломата Леонида Красина ледокол был возвращен в Россию, где впоследствии принял имя своего спасителя.
      И сам спас немало людей, прославившись во время поиска и эвакуации экспедиции Умберто Нобиле. Потом служил во Владивостоке, во время войны вновь вернулся в Мурманск, где сопровождал караваны с грузами. В 1950-х прошел капитальный ремонт в ГДР, после работал научным судном и вот теперь принимает гостей, рассказывая устами экипажа о своем славном прошлом.
      Замечательно, что в конце экскурсии вас проведут на корму, а за ней вы увидите новейший атомный ледокол, который строят на соседнем Балтийском заводе. Громада вдвое выше «Красина» отлично иллюстрирует прогресс. При нас это был «Урал», а какой ледокол застанете вы – зависит от того, когда соберетесь в Питер…
      Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Кронштадт, Средняя гавань
      Где искать: 59.983133, 29.761402
      М-11 «НЕВА»: ЗАПРАВКИ НЕ НУЖНЫ
      Сколько раз слышал замечания – мол, мало заправок на М-11 – и столько же раз про себя говорил: а разве они нужны? И вот, в очередной раз оказавшись в Санкт-Петербурге, в очередной же раз решил вернуться в Москву без дозаправки.
      А что? Заправляюсь под пробку на старте, на Васильевском острове. В бак моей СХ-5 номинально входит 58 л. Даже без учета того, что еще несколько литров вместят трубопроводы, этого бензина должно хватить до Москвы, если уложиться в расход 7,7 л/100 км (я взял расстояние в 750 км, с учетом собственно М-11 и местных улиц). Сделаем скидку на погрешность бортового компьютера, на непредвиденные обстоятельства и прочее и примем, что если я смогу удержать на мониторе средний расход в 7,5 л/100 км – все получится. Заправляемся, обнуляемся, и в путь!
      Как же здорово облегчает дорогу ЗСД – всего полчаса, и мы уже на М-11. Это я еще умудрился повернуть не в ту сторону и вновь прокатился по вантовому мосту. Встаем на «Неву» и подбираем скорость. Предпочитаю держать ее в районе 110-112 км/ч, это некий оптимум, подобранный из практики. Еще довольно быстро, уже вполне экономично. Причем чтобы не ловить крохи правой ногой, всецело доверяю круиз-контролю, благо, на этой «Мазде» он адаптивный.
      Бинго! Расход, который поначалу, в городе, превышал десятку, пополз вниз. И пусть меня периодически обходят (иногда со свистом) иные путешественники – я обгоню их, пока они будут заправляться. Так, кстати, и вышло: раза четыре меня обходил один и тот же приметный джип…
      Вот уже семь с половиной литров, вот семь и три… Пожалуй, оставлю круиз-контроль на 110, посмотрю, какой получится расход в итоге и заодно наберу запас на подмосковные пробки (пятница же). На середине пути вышло 7,2 л/100 км и я прибавил пару километров в час. Но тут мне показалось, что деления бака стали как-то быстро уменьшаться под стрелочкой, так что я вернулся к 110. Никому не мешал, обходя грузовики, набирал и 130, и даже чуть больше, а потом возвращался к прежней скорости. На привале читал сообщения скептиков в соцсетях: вряд ли доедешь!
      А вот уже и обход Твери, где между населенными пунктами по-прежнему держу 110, пользуясь нештрафуемым зазором (простите). За Эммаусом расход окончательно установился на круглой семерке.
      Итог подвел на МКАДе, ровно через 6,5 часов чистого хода и 700 км от КАДа. В баке еще что-то плещется, средняя скорость составила приличные 107,7 км/ч. Миссия выполнена, и более того – я почти не устал, поскольку выбрал во всех отношениях бережливый ритм. Заправляться пришлось только назавтра, когда одометр показал 750 км и наконец-то зажглась лампа резерва топлива.
      Конечно, на «Неве» можно ехать и 130, и кто-то за пять часов доезжает от одной столицы до другой. Каждому свое. Мне, по крайней мере, не нужно думать, когда же будет следующая АЗС.

      М-11 «НЕВА»: ЗАПРАВКИ НЕ НУЖНЫ
      Сколько раз слышал замечания – мол, мало заправок на М-11 – и столько же раз про себя говорил: а разве они нужны? И вот, в очередной раз оказавшись в Санкт-Петербурге, в очередной же раз решил вернуться в Москву без дозаправки.
      А что? Заправляюсь под пробку на старте, на Васильевском острове. В бак моей СХ-5 номинально входит 58 л. Даже без учета того, что еще несколько литров вместят трубопроводы, этого бензина должно хватить до Москвы, если уложиться в расход 7,7 л/100 км (я взял расстояние в 750 км, с учетом собственно М-11 и местных улиц). Сделаем скидку на погрешность бортового компьютера, на непредвиденные обстоятельства и прочее и примем, что если я смогу удержать на мониторе средний расход в 7,5 л/100 км – все получится. Заправляемся, обнуляемся, и в путь!
      Как же здорово облегчает дорогу ЗСД – всего полчаса, и мы уже на М-11. Это я еще умудрился повернуть не в ту сторону и вновь прокатился по вантовому мосту. Встаем на «Неву» и подбираем скорость. Предпочитаю держать ее в районе 110-112 км/ч, это некий оптимум, подобранный из практики. Еще довольно быстро, уже вполне экономично. Причем чтобы не ловить крохи правой ногой, всецело доверяю круиз-контролю, благо, на этой «Мазде» он адаптивный.
      Бинго! Расход, который поначалу, в городе, превышал десятку, пополз вниз. И пусть меня периодически обходят (иногда со свистом) иные путешественники – я обгоню их, пока они будут заправляться. Так, кстати, и вышло: раза четыре меня обходил один и тот же приметный джип…
      Вот уже семь с половиной литров, вот семь и три… Пожалуй, оставлю круиз-контроль на 110, посмотрю, какой получится расход в итоге и заодно наберу запас на подмосковные пробки (пятница же). На середине пути вышло 7,2 л/100 км и я прибавил пару километров в час. Но тут мне показалось, что деления бака стали как-то быстро уменьшаться под стрелочкой, так что я вернулся к 110. Никому не мешал, обходя грузовики, набирал и 130, и даже чуть больше, а потом возвращался к прежней скорости. На привале читал сообщения скептиков в соцсетях: вряд ли доедешь!
      А вот уже и обход Твери, где между населенными пунктами по-прежнему держу 110, пользуясь нештрафуемым зазором (простите). За Эммаусом расход окончательно установился на круглой семерке.
      Итог подвел на МКАДе, ровно через 6,5 часов чистого хода и 700 км от КАДа. В баке еще что-то плещется, средняя скорость составила приличные 107,7 км/ч. Миссия выполнена, и более того – я почти не устал, поскольку выбрал во всех отношениях бережливый ритм. Заправляться пришлось только назавтра, когда одометр показал 750 км и наконец-то зажглась лампа резерва топлива.
      Конечно, на «Неве» можно ехать и 130, и кто-то за пять часов доезжает от одной столицы до другой. Каждому свое. Мне, по крайней мере, не нужно думать, когда же будет следующая АЗС.

      ВМЕСТО ИТОГОВ: СТРОИМ ПЛАНЫ
      В последний день путешествия всегда немного грустно: вот все и заканчивается. Но, во-первых, впечатления и воспоминания – остаются. Яркие и приятные. А во-вторых (делюсь лайфхаком), можно сразу начать строить планы на следующий отпуск. Я вот, например, очень хочу до Владивостока когда-нибудь доехать, причем именно на машине. А вы?
      Справочная информация
      Маршрут: Москва – Вологда – Вытегра – Санкт-Петербург – Москва.
      Протяженность: 2000 км
      Автомобиль: MazdaCX-5, 2,0 л/150 л.с., 4WD
      Длительность: 7 дней, из них в пути 4 дня.
      Стоимость посещения некоторых достопримечательностей (билеты на 2 взрослых и 2 школьников): подводная лодка Б-440 – 720 руб.; музей РЖД – 800 руб.; ледокол Красин – 1200 руб.
      Дорога М-11: 6,5 часов, 700 км, 2020 руб.

      Подобрать отель для путешествия


      Похожие маршруты

      Отзывы